В начале 2009 года компания
Buck выпустила новую линейку под названием Vantage, которая сразу же привлекла внимание
ножевого сообщества и, несомненно, подняла планку популярности фирмы на новый уровень.
Похожая форма клинка ранее уже использовалась компанией в модели «Mayo TNT», которая не
получила особой популярности из-за высокой цены и, на мой взгляд, не очень удачного дизайна.
Рукоять же для новой линейки была сделана с чистого листа, и получилась, не смотря на простые
линии, очень гармоничной.
Изначально было сделано три модели, каждая из которых имела свою марку стали и свой материал
рукояти:
345BKS Vantage Select – 420HC и Black glass reinforced nylon
346GYS Vantage Avid – 13C26 Sandvik и Charcoal Dymond wood
347BKS Vantage Pro – S30V и Contoured black G10
Кроме этих трех моделей под номером 340BKS была выпущена (в виде пробного шара, вероятно)
уменьшенная версия Vantage Select. Позднее младшими братьями обзавелись и остальные.
В материалах четко прослеживается ценовая направленность каждой модели, но если учесть,
что на момент выхода линейки самая дорогая из них стоила в крупнейших американских интернет-магазинах
менее 50$, то неудивительно, что именно она сразу стала хитом продаж - S30V за такую цену
еще никто не предлагал. Да еще и с изюминкой в виде клейма Пола Боса (подробнее об этом
чуть позже). Все это предопределило и мой выбор (хотя цена в Москве была, конечно же, выше).
Параметры
Общая длина: 192 мм
Длина в сложенном виде: 113 мм
Длина клинка: 79 мм
Толщина клинка: 3,0 мм
Материал клинка: S30V
Материал рукояти: черная G10
Толщина рукояти (без учета клипсы): 13,3 мм
Вес: 114 гр.
Клинок имеет форму drop-point. Спуски широкие, вогнутые. Овальное отверстие для однорукого
открывания сделано очень грамотно – и удобно в использовании, и не влияет на форм-фактор
ножа (к примеру, компания Spyderco, что бы вписать свое фирменное круглое отверстие, сделала
бы горб на клинке, что не лучшим образом отразилось бы на габариты ножа в сложенном состоянии).
Заводская заточка весьма недурна, хотя и не идеальна – волос на предплечии бреет, но неохотно.
Абразив, на которым она была сделана, несколько крупноват, но это вполне нормально, т.к.
полированную РК в этой ценовой категории можно встретить только у японцев.
Все маркировки на клинке выполнены травлением.
На лицевой стороне (фото 08), под номером модели, имеется символ, обозначающий год выпуска
ножа. Эту удобную для коллекционеров традицию, Buck ввел в 1986 году, начиная с которого
для датирования его ножей необходимо лишь взглянуть на таблицу. В данном случае, указывающая
вправо стрелка обозначает 2009 год, т.е. год начала выпуска этой серии.
На обратной стороне (фото 09) над маркой стали клинка (S30V) расположен значок, о котором
хочется сказать пару слов отдельно.
Как правило, на ножах мы редко видим какие-то клейма, кроме производителя. Чаще всего это
бывает имя или клеймо дизайнера, и мы обычно не задумываемся, что еще какие-то отдельные
личности могут внести свой вклад в создание ножа.
Как бы ни была хороша сталь, из которой изготовлен клинок, без должной термообработки потребитель
никогда не получит от нее тех качеств, на которые она способна. У крупных компаний этот
процесс, разумеется, автоматизирован и настроен на массовое производство с пусть не наилучшими,
но стабильными показателями. Изготовители же авторских ножей, в стремлении получить наиболее
высокий результат (а иногда просто не обладая соответствующим оборудованием и умением) обращаются
к сторонним термистам. Как и во всякой другой профессии, в этой тоже есть свои таланты и
знаменитости, но они редко становятся известны в широких массах.
Одним из наиболее известных во всем мире термистов является Пол Бос (Paul Bos), получивший
особое признание в области криогенной термообработки. Многие известные изготовители авторских
ножей сотрудничали с ним, и ставили на своих изделиях его клеймо, означающее – от этого
клинка Вы получите максимум его возможностей.
В 2001 году компания Buck купила Пола Боса, как говорится, со всеми потрохами. И хотя я
сомневаюсь, что он приложил хотя бы палец ко всем тем десяткам (а может и сотням) тысяч
клинков, что несут на себе его имя, одно только присутствие этого значка тешит самолюбие.
Пару-тройку лет назад Пол Бос расстался с компанией, но она продолжает использовать его
клеймо и по сей день (видимо имеет на то право).
Вернемся, однако, к главному герою обзора.
Рукоять ножа с виду незатейлива, но когда берешь его в руки, сразу чувствуется, что каждая
линия тщательно продумана – очень удобно, да и смотрится приятно. Накладки рукояти сделаны
из недорогого, но практичного материала - G10. Их поверхность довольно тщательно отшлифована,
что делает ее приятной на ощупь, и не способствует быстрому загрязнению. На лицевой накладке
имеется вклеенный логотип компании (фото 07).
Единственная небольшая претензия, возникшая к форме рукояти – ее длина. Даже для моей неширокой
ладони для полного комфорта не хватает буквально 3-4 мм. Может быть, конечно, я слишком
придираюсь, но для людей с крупной ладонью эта рукоять будет точно маловата.
Конструкция у ножа вполне типичная – две накладки, два стальных лайнера и клинок межу ними
(фото 13). Замок - Liner Lock. На всех винтах присутствует фиксатор резьбы. Нож практически
не боится грязи, за исключением осевого узла, а точнее прорезей с канавками для упорного
штифта. Если они забьются, то без разборки не обойтись.
Клипса (фото 10) сделана грамотно – в меру тугая, ладонью не ощущается и позволяет спрятать
нож в карман полностью. При желании ее можно переставить на другую сторону.
У клинка имеется плавник (флиппер), который позволяет открывать нож резким нажатием на него.
Однако происходит этот процесс не слишком уверенно, поэтому часто приходится добавлять клинку
немного инерции путем легкого встряхивания кисти в момент открывания. Виноваты в этом маленькие
фторопластовые шайбы, которые, по моему мнению, являются самым неудачным элементом данной
конструкции. Из-за их малого диаметра и мягкости материала клинок в закрытом состоянии отжимается
лайнером к противоположной плашке (фото 11). Попытка устранить этот эффект путем подтягивания
осевого винта отрицательно сказывается на ходе клинка, который начинает как бы «вязнуть»
во фторопласте. Таким образом, все в этой конструкции функционирует «на грани». Регулировать
ее надо очень тщательно и, скорее всего, чем-то придется пожертвовать: либо возможность
полноценного флиппования, либо центровкой сложенного клинка.
Все эти проблемы, в принципе, достаточно легко решаемы.
Первое, что сразу приходит в голову - замена фторопластовых шайб бронзовыми. Даже при таком
размере это дало бы положительный результат. А если бы конструкторы сделали радиус хода
упорного штифта на 1-2 мм больше, то и шайбы можно было бы сделать более приличного диаметра.
Еще, на мой взгляд, было бы не лишним добавить одну точку крепления в виде второго винта
с бонкой (разумеется, равномерно распределив их по длине). Такое решение добавило бы конструкции
жесткости и разгрузило бы осевой винт.
Второе решение не такое простое, но вполне логичное – оснастить нож ассистом, что и было
сделано компанией спустя полгода. Модель получила название Paradigm, и на ее клинке отверстие
для однорукого открывания отсутствует в принципе. Однако это получился уже совсем другой
нож и, к сожалению, цена его оказалась значительно выше.
В общем целом нож оставил очень приятные впечатления, если не обращать внимания на указанные
выше мелкие недостатки.
В последующие годы компания Buck всячески старалась поддерживать и развивать успех серии.
Шайбы, наконец, стали бронзовыми. На свет появились модели с несколько измененной формой
клинка (Vantage Force), с частично серрейтороной заточкой, с темным покрытием клинка, с
множеством вариантов рукояти и, как я уже говорил, уменьшенные версии. На сегодняшний день
семейство Vantage насчитывает в общей сложности уже более 20 моделей. Такое разнообразие,
конечно же, радует (пусть каждый найдет то, что ему больше нравится), вот только в погоне
за количеством компания, похоже, немного позабыла о качестве. По отзывам пользователей на
новых моделях появились несвойственные выпущенным ранее ножам косяки, свидетельствующие
об увеличении допусков при изготовлении комплектующих и снижении культуры производства.
Это, на мой взгляд, несет имиджу такой именитой компании больше вреда, чем увеличение количества
моделей пользы.
(март 2013)
|
|
01 |
|